Программа воспитания

УТВЕРЖДЕНА
Заведующий МБДОУ д/с № 48
________________И.Г.Саломахина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЕТСКОГО САДА № 48
(МБ ДОУ д/с № 48)
2023 – 2024 учебный год

2023 г.

Рабочая программа воспитания (далее – РПВ)
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РПВ
Обязательная часть
Согласно п. 29.2 ФОП ДО, общая цель воспитания в ДОО - личностное
развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий
для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей
российского общества, что предполагает:
1)
формирование первоначальных представлений о традиционных
ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах
поведения;
2)
формирование ценностного отношения к окружающему миру
(природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
3)
становление первичного опыта деятельности и поведения в
соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами
и правилами.
Задачами воспитания в ДОО являются:
1) содействие развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствование становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать
согласно своей совести;
3) создание условия для развития и реализации личностного потенциала
ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию,
самовоспитанию;
4) осуществление поддержки позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания
воспитывающих общностей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений

В РПВ выделены следующие направления воспитания:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ

ЦЕЛЬ

ЦЕННОСТИ

Содействовать формированию у ребёнка Родина и природа
личностной позиции наследника традиций и
культуры,
защитника
Отечества
и
творца
(созидателя), ответственного за будущее своей
страны.
СОДЕРЖАНИЕ
Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.
Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование
«патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков
(предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа:
отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося
сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать
трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца»,
устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины
(предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на
поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на
развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
Направление деятельности воспитателя: расширять представления детей о
государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим
в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и
искусства, служения и верности интересам страны  знакомить с целями и доступными
практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в
социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте  развивать
интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления,
восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять
активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ

ЦЕЛЬ

ЦЕННОСТИ

Формирование способности к духовному Жизнь, милосердие, добро
развитию, нравственному самосовершенствованию,
индивидуально-ответственному поведению.
СОДЕРЖАНИЕ

Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно- смысловой
сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско- взрослой
общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его
культурно-историческом и личностном аспектах.
Направление
деятельности
воспитателя:
Духовно-нравственное
воспитание
осуществляется в содержательном единстве с познавательным воспитанием, так как
знание наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство –
уважение к человеку, к законам человеческого общества, формирование у детей
основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм,
обеспечивающих осознанный нравственный выбор. Задачи духовно-нравственного
воспитания: Формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов,
установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.
Вырабатывать у детей умение усмотреть в определённых действиях поступок, дать ему
объяснение с точки зрения общественных норм и правил. Учить детей управлять
блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев), переформировать их в
продуктивную форму поведения. Формирование культуры общения, поведения,
этических представлении.……………….

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ

ЦЕЛЬ

ЦЕННОСТИ

Формирование ценностного отношения детей к
семье, другому человеку, развитие дружелюбия,
умения находить общий язык с другими людьми.

Семья, дружба, человек и
сотрудничество

СОДЕРЖАНИЕ
Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком
моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов,
способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их
в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное
нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с
опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка
культурного поведения.
Направление деятельности воспитателя: Формирование у ребенка представлений о добре
и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье,
образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и
взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее
героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных
ситуациях. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в

обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности,
сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила. Развитие
способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и
преодоление детского эгоизма. Основные направления воспитательной работы:
• организовывать сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, традиционные народные
игры;
• воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
• учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
• учить детей анализировать поступки и чувства — свои и других людей;
• организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
 создавать доброжелательный психологический климат в группе.………

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ

ЦЕЛЬ

ЦЕННОСТИ

Формирование ценности познания.

Познание
СОДЕРЖАНИЕ

Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в
содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и
деформирует личностное развитие ребёнка.
Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление
целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально
окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Направление деятельности воспитателя:
воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для
человека, общества, страны; - приобщение к отечественным традициям и праздникам, к
истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России; воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от
их этнической принадлежности; - воспитание уважительного отношения к
государственным символам страны (флагу, гербу, гимну)

ФИЗИЧЕСКОЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ

ЦЕЛЬ

ЦЕННОСТИ

Формирование ценностного отношения детей к Жизнь и здоровье
здоровому образу жизни, овладение элементарными
гигиеническими навыками и правилами безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ
Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны
и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как
основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и
социального благополучия человека.

Направление деятельности воспитателя: расширять представления о здоровье и его
ценности, факторах на него влияющих, оздоровительном воздействии физических
упражнений, туризме как форме активного отдыха; воспитывать бережное и заботливое
отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, осознанно соблюдать правила
здорового образа жизни и безопасности в двигательной деятельности и во время
туристских прогулок и экскурсий.

ТРУДОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ

ЦЕЛЬ

ЦЕННОСТИ

Формирование ценностного отношения детей к Труд
труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
СОДЕРЖАНИЕ
Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку
привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и
нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям.
Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны
труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует
формированию ответственности за свои действия.
Направление деятельности воспитателя: развивать ценностное отношение к труду
взрослых; формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и
взаимосвязи видов труда и профессий; формировать элементы финансовой грамотности,
осознания материальных возможностей родителей (законных представителей),
ограниченности материальных ресурсов. В процессе обсуждения с детьми основ
финансовой грамотности формировать элементы культуры потребления: бережного

отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде,
обуви, жилищу.; развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного
труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками;
поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде; воспитывать
ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию
посильной помощи.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ

ЦЕЛЬ

ЦЕННОСТИ

Способствовать
становлению
ценностного отношения к красоте.

у

ребёнка

Культура, красота

СОДЕРЖАНИЕ
Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в
окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей
желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного
опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и
духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка
отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию
воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид
детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
Направление деятельности воспитателя: формировать у детей духовно-нравственные
качества и чувства сопричастности к культурному наследию, традициям своего народа в
процессе ознакомления с различными видами и жанрами искусства; формировать
чувство патриотизма и гражданственности в процессе ознакомления с различными
произведениями музыки, изобразительного искусства гражданственно-патриотического
содержания; формировать гуманное отношение к людям и окружающей природе;
формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному
наследию своего народа; расширять знания детей о творчестве известных художников и
композиторов; расширять знания детей о творческой деятельности, её особенностях;
называть виды художественной деятельности, профессию деятеля искусства.

Согласно пп. 29.2.3.1., 29.2.3.2. ФОП ДО выделяются следующие
целевые ориентиры воспитания:
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам).
Направление
воспитания
Патриотическое

Родина, природа

Духовно
нравственное

Жизнь,
милосердие, добро

Ценности

Целевые ориентиры
Проявляющий привязанность к близким людям,
бережное отношение к живому
Способный понять и принять, что такое «хорошо»
и «плохо».

Направление
воспитания
Социальное

Ценности
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Познание

Физическое
и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

Трудовое

Труд

Эстетическое

Культура и красота

Целевые ориентиры
Проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий
интерес
к
другим
детям
и
способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к
самостоятельным
(свободным)
активным
действиям в общении.
Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и
деятельности.
Понимающий ценность жизни и здоровья,
владеющий основными способами укрепления
здоровья - физическая культура, закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное
поведение и другое; стремящийся к сбережению и
укреплению собственного здоровья и здоровья
окружающих.
Проявляющий
интерес
к
физическим
упражнениям и подвижным играм, стремление к
личной и командной победе, нравственные и
волевые качества.
Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных
трудовых
действиях.
Стремящийся
к
результативности,
самостоятельности,
ответственности в самообслуживании, в быту, в
игровой
и
других
видах
деятельности
(конструирование, лепка, художественный труд,
детский дизайн и другое).
Проявляющий эмоциональную отзывчивость на
красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный
к
творческой
деятельности
(изобразительной, декоративно-оформительской,
музыкальной, словесноречевой, театрализованной
и другое).

Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения
программы
Направление
воспитания
Патриотическое

Ценности
Родина, природа

Целевые ориентиры
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,
испытывающий чувство привязанности к родному
дому, семье, близким людям.

Направление
воспитания
Духовно
нравственное

Ценности
Жизнь,
милосердие, добро

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Познание

Физическое
и Здоровье, жизнь
оздоровительное

Трудовое

Труд

Эстетическое

Культура и красота

Целевые ориентиры
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий традиционные
ценности, ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку.
Способный не оставаться равнодушным к чужому
горю, проявлять заботу;
Самостоятельно
различающий
основные
отрицательные и положительные человеческие
качества, иногда прибегая к помощи взрослого в
ситуациях морального выбора.
Проявляющий ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми. Владеющий основами речевой
культуры. Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел.
Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий потребность в самовыражении, в
том числе творческом. Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании. Обладающий
первичной картиной мира на основе традиционных
ценностей.
Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены
и безопасного поведения и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного здоровья
и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах спорта
и активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РПВ
Уклад ДОО:
Цель
и
смысл Деятельность ДОО направлено на формирование общей культуры,
деятельности ДОО, развитие
физических,
интеллектуальных,
нравственных,
её миссия
эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста, а также на воспитание.
Принципы жизни и В ДОО осуществляется воспитание, которое представляет собой
деятельность, направленное на развитие личности, создание
воспитания в ДОО
условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения
к
культурному
наследию
и
традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде;

Образ ДОО, её
особенности,
символика,
внешний имидж

Детский сад работает в режиме неполного дня с 7 час 30 мин до
17 час30 мин. В учреждении функционируют 2 группы: 1
группа
разновозрастная.
Дошкольное
образовательное
учреждение полностью укомплектовано педагогическими
кадрами. Образовательный уровень педагогов: с высшим
образованием. Два педагога имеют высшую квалификацию, два
педагога имеют первую квалификационную категорию.
Система дополнительного образования представлена кружками
«Юный шахматист», «Лег -конструирование», также в ДОО
функционирует группа продленного дня. Интерьер и
развивающая предметно-пространственная среда помещений
позволяют детям комфортно себя чувствовать, разумно сочетать
активную деятельность со спокойными интеллектуальными
играми и занятиями, располагают к дружеской беседе и
релаксации. Развивающее образовательное пространство,
организованное в детском саду, способствует обогащенному
развитию детей, обеспечивает эмоциональное благополучие,
отвечает интересам и потребностям воспитанников. На
групповых прогулочных участках, зоны для отдыха и
спокойных игр. В каждой возрастной группе создана
своя развивающая
предметно-пространственная среда,
позволяющая эффективно реализовать методики и технологии,
по которым работают педагоги. Компоненты духовнонравственного и патриотического воспитания детей на примере

истории, быта и культуры малой родины: села Пушкинского,
города Краснодара, Кубани активно включаются во все виды
деятельности с детьми и взрослыми:
- в непрерывную образовательную деятельность;
- в совместную деятельность педагога с детьми по всем
основным направлениям развития ребёнка;
- в самостоятельную деятельность детей;
- в совместную деятельность с родителями воспитанников;
- в работу с социумом.
В ДОУ сложилась система ценностей, обычаев, традиций.
Общие интересы, совместные мероприятия, творческие дела
сплачивают коллектив, делают его более работоспособным и
восприимчивым к инновациям.

Отношение
к Отношение к воспитанниками заключается в поддержке
воспитанникам, их разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности
родителям
детства как важного этапа в общем развитии человека,
(законным
принятия самоценности детства – понимание (рассмотрение)
представителям),
детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких
сотрудникам
и условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не
партнерам ДОО
тем, что этот период есть период подготовки к следующему
периоду
Отношение к родителям, сотрудникам и партнерам ДОО
построено на личностно-развивающем и гуманистическом
характере взаимодействия взрослых (родителей (законных
представителей), педагогических и иных работников ДОО) и
детей.
Ключевые правила Уважение человеческого достоинства, защита от всех форм
ДОО
физического и психического насилия и оскорбления личности,
охрана жизни и здоровья.
Традиции
и
ритуалы,
особые
нормы этикета в
ДОО (достигаемые
ценности
воспитания)

Мероприятия в рамках календарного плана воспитательной
работы - событийные общесадовские мероприятия, в которых
участвуют дети всех возрастных групп (праздник мам, социальные
акции, малые спортивные игры), совместные детско-взрослые
проекты.
Годовой
круг
праздников:
государственные,
традиционные праздники культуры. Тематические недели:
«Неделя здоровья», «Неделя безопасности», и др. социальные
акции. Большое внимание уделяется празднованию Дня Победы,
используя традиции: «Бессмертный полк»; «Стена памяти»;

«Свеча памяти»; «Георгиевская ленточка»; «Окна Победы».
Акции «Письмо солдату»; «Посылка солдату»- в сотрудничестве с
родительской общественностью.
Экологические акции: сбор макулатуры, «Накорми птиц»
«Эколята – дошколята»
Ритуал «День именинника»,
Особенности РППС, Реализация воспитательного потенциала развивающей предметноотражающие образ и пространственной среды в ДОУ предоставляет возможность для
ценности ДОО
совместной деятельности педагогов, обучающихся, других
участников образовательных отношений по её созданию,
поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
- знаки и символы государства, региона (флаги, гербы РФ,
Краснодарского края, Гулькевичского района);
- компоненты среды отвечают требованиям ФГОС
экологичность, природосообразность, безопасность

ДО:

- компоненты среды обеспечивают детям возможность общения,
игры и совместной деятельности;
- компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных
поколений, радость общения с семьей (совместные детскородительские проекты, выставки «Мое генеалогическое древо»,
выставки детских рисунков «Милая мамочка», «Любимая
бабушка», «Папа может все, что угодно», «Мама, папа, я –
спортивная семья» и т.д., опросники, анкеты для родителей,
совместные праздничные мероприятия);
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность
познавательного развития, экспериментирования, освоения новых
технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость
научного познания, формирующие научную картину мира
(«Исследовательские центры», «Центры природы» в групповых
ячейках, литература, демонстрационный материал, дидактические
пособия);
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность
посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни
человека и государства («Уголок дежурства» в групповых ячейках,
инвентарь для уборки на прогулочных площадках и верандах);
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для
укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа
жизни, физической культуры и спорта (музыкально-спортивный
зал со спортивным инвентарем, памятки, алгоритмы, схемы по

мытью рук, по порядку одевания на прогулку, демонстрационный
материал, литература, дидактические пособия);
- компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность
погружения в культуру России, знакомства с особенностями
традиций
многонационального
российского
народа
(демонстрационный материал, литература, дидактические
пособия)
Социокультурный
контекст, внешняя
социальная
и
культурная
среда
ДОО
(учитывает
этнокультурные,
конфессиональные
и
региональные
особенности)

Воспитывающая среда включает совокупность различных
условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия
детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным
ценностям российского общества. Пространство, в рамках
которого
происходит
процесс
воспитания,
называется
воспитывающей
средой.
Основными
характеристиками
воспитывающей
среды
являются
ее
содержательная
насыщенность и структурированность.

Воспитывающая среда ДОО
Условия для формирования
эмоционально-ценностного
отношения
ребёнка
к
окружающему миру, другим
людям, себе

Педагог предоставляет детям возможность рассказать о
себе, выразить собственные потребности и желания,
воспитывает самоуважение и уверенность в себе,
подчеркивает достижения ребенка. Знакомит детей с их
правами.
Обогащает
представления детей
о
расширении форм поведения и действий детей в
ситуации взросления (помощь взрослым дома и в
группе.
Педагог знакомит детей с основными эмоциями и
чувствами, их выражением в мимике, пантомимике,
действиях, интонации речи. Анализирует с детьми
причины и события, способствующие возникновению
эмоций, рассматривает примеры из жизненного опыта
детей, произведений литературы и изобразительного
искусства, кинематографа и мультипликации. Учит
детей понимать свои и чужие эмоциональные
состояния, разговаривать о них, демонстрирует
примеры эмоциональной поддержки и адекватные
возрасту
способы
регуляции
эмоциональных
состояний.
Обогащает представления о семье, семейных и
родственных отношениях: члены семьи, ближайшие
родственники по линии матери и отца. Способствует
пониманию того, как поддерживаются родственные
связи (переписка, разговор по телефону, посещения,
совместный отдых), как проявляются в семье забота,

любовь, уважение друг к другу. Рассматривает
проявления семейных традиций и отношения к
пожилым членам семьи. Обогащает представления
детей о заботе и правилах оказания посильной помощи
больному члену семьи.

Условия
для
обретения
ребёнком первичного опыта
деятельности и поступка в
соответствии с традиционными
ценностями
российского
общества

Педагог воспитывает уважительное отношение к
нашей Родине ‒ России. Расширяет представления о
государственных символах России ‒ гербе, флаге,
гимне, знакомит с историей их возникновения в
доступной для детей форме. Обогащает представления
детей о том, что Россия ‒ большая многонациональная
страна, воспитывает уважение к людям разных
национальностей, их культуре. Развивает интерес к
жизни людей разных национальностей, проживающих
на территории России, их образу жизни, традициям и
способствует его выражению в различных видах
деятельности детей (рисуют, играют, обсуждают).
Уделяет особое внимание традициям и обычаям
народов, которые проживают на территории малой
родины.
Обогащает представления детей о государственных
праздниках: День России, День народного единства,
День Государственного флага Российской Федерации,
День Государственного герба Российской Федерации,
День защитника Отечества, День Победы, Всемирный
день авиации и космонавтики. Знакомит детей с
содержанием праздника, с традициями празднования,
памятными местами в городе (поселке), посвященными
празднику. Воспитывает уважение к защитникам и
героям Отечества. Знакомит детей с яркими
биографическими фактами, поступками героев
Отечества, вызывает позитивный эмоциональный
отклик и чувство гордости.
Педагог обогащает представления детей о малой
родине:
поддерживает
любознательность
по
отношению к родному краю; интерес, почему именно
так устроен населенный пункт (расположение улиц,
площадей, различных объектов инфраструктуры);
знакомит со смыслом некоторых символов и
памятников города (поселка), развивает умения
откликаться на проявления красоты в различных
архитектурных объектах. Поддерживает проявления у
детей первичной социальной активности: желание
принять участие в значимых событиях, переживание
эмоций, связанных с событиями военных лет и
подвигами
горожан
(чествование
ветеранов,
социальные акции и пр.).

Условия
для
становления
самостоятельности,
инициативности и творческого
взаимодействия
в
разных
детско-взрослых и детскодетских общностях, включая
разновозрастное
детское
сообщество

Педагог поддерживает стремление ребенка быть
членом детского коллектива: иметь ближайшее
окружение и предпочтения в общении; стремиться к
деловому сотрудничеству; в совместной деятельности
ориентироваться на свои возможности и сверстника.
Способствует овладению детьми умений совместной
деятельности: принимать общую цель, договариваться
о способах деятельности и материалах, в процессе
общего дела быть внимательными друг к другу,
проявлять заинтересовать в достижении результата,
выражать свое отношение к результату и
взаимоотношениям. Поддерживает предотвращение и
самостоятельное преодоление конфликтных ситуаций,
уступки друг другу, уточнения причин несогласия.
Обогащает опыт освоения детьми групповых форм
совместной деятельности со сверстниками.
Педагог в совместной деятельности с детьми поощряет
обсуждение и установление правил взаимодействия в
группе, способствует пониманию детьми последствий
несоблюдения принятых правил.
Расширяет представления о правилах поведения в
общественных местах; об обязанностях в группе.
Обогащает словарь детей вежливыми словами (доброе
утро, добрый вечер, хорошего дня, будьте здоровы,
пожалуйста, извините, спасибо).
Развивает позитивное отношение к ДОО: поддерживает
желание детей соблюдать порядок и чистоту в группе,
преобразовывать пространство в зависимости от
предстоящих событий (праздники, мероприятия),
воспитывает
бережное отношение к пространству и оборудованию
ДОО. Включает детей в подготовку мероприятий для
родителей, пожилых людей, младших детей в ДОО.
Поддерживает чувство гордости детей, удовлетворение
от проведенных мероприятий.

Общности ДОО
В ДОО выделяются следующие общности:
 Педагог - дети,
 Родители (законные представители) - ребёнок (дети),
 Педагог - родители (законные представители).
 Дети-дети
 Педагог-педагог



Родители
(законные
представители)

представители)

–

родители

(законные

Ценности и цели:
профессионального
сообщества
Ценность детства и каждого
ребенка как личности.
Цели: создание условий для
раскрытия
личностного
потенциала ребенка.

профессиональнородительского сообщества
Ценность
принятия
и
уважения.
Цель: вовлечение родителей в
процесс воспитания ребенка.

детско-взрослого
сообщества
Ценности
доверия,
дружбы,
ответственности
и
заботы.
Цель: равноправие и
партнерство взрослого и
ребенка.

Особенности организации всех общностей и их роль в процессе
воспитания детей:
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и
отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое
всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности разделяют те ценности,
которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой
общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники:
являются примером в формировании полноценных и сформированных
ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
мотивируют детей к общению друг с другом, поощряют даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
поощряют детскую дружбу, стараются, чтобы дружба между
отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную
направленность;
заботятся о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на
основе чувства доброжелательности;
содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, учат
проявлять чуткость к сверстникам, побуждают детей сопереживать,
беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
воспитывают в детях такие качества личности, которые помогают
влиться в общество сверстников (организованность, общительность,
отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
учат детей совместной деятельности, насыщают их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;

воспитывают в детях чувство ответственности перед группой за свое
поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО
и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только
общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к
другу.
Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в
ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без
совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка
невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые
необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность.
Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку
как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и
смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания
ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам
и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы
усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее
участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей
спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Особенности
обеспечения
возможности
разновозрастного
взаимодействия детей:
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские
общности. В ДОО обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со
старшими, так и с младшими детьми на прогулке, во время общих
мероприятий и праздников, на выездах за территорию детского сада, на
экскурсиях.
Это обеспечивает помимо подражания и приобретения нового опыта
послушания, опыт следования общим для всех правилам, нормам поведения и
традициям. Кроме этого, для старших детей отношения с младшими – это
возможность стать авторитетом и образцом для подражания, а также
пространство для воспитания заботы и ответственности.

Задачи воспитания ДОО
Интегрированы в каждую образовательную область и отражены в п 2.1
Программы.
Работа с родителями (законными представителями)
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного
возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех
субъектов социокультурного окружения ДОО.
Для реализации РПВ используются формы сотрудничества с семьями
воспитанников, описанные в п. 2.5 Программы.
События ДОО
проекты воспитательной направленности; праздники; общие дела;
ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка);
режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее);
свободная игра;
свободная деятельность детей.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях
К основным видам организации совместной деятельности в
образовательных ситуациях в ДОО относятся:
ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация,
составление рассказов из личного опыта;
чтение художественной литературы с последующим обсуждением и
выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов
наизусть;
разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюдыинсценировки;
рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций,
просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов;
организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или
авторских, детских поделок и тому подобное),
экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому
подобное), посещение спектаклей, выставок;
игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и
другие); демонстрация собственной нравственной позиции педагогом,
личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение
(одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).
Организация предметно-пространственной среды

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды в ДОО предусматривает совместную деятельность педагогов,
обучающихся, других участников образовательных отношений по её
созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
 Знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОО;
 Компоненты среды, отражающие региональные этнографические и
другие особенности социокультурных условий, в которых находится
ДОО;
 Компоненты среды, отражающие экологичность, природо-сообразность
и безопасность;
 Компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения,
игры и совместной деятельности;
 Компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных
поколений, радость общения с семьей, выставки семейных поделок,
рисунков;
 Компоненты
среды,
обеспечивающие
ребёнку
возможность
познавательного развития, экспериментирования, освоения новых
технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного
познания, формирующие научную картину мира;
 Компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для
укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни,
физической культуры и спорта: «Центр двигательной активности и
здоровья», физкультурная площадка, спортивный зал;
 Компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность
погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций
многонационального российского народа;
 Компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного
труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и
государства: («Уголок дежурства» в групповых ячейках, инвентарь для
уборки на прогулочных площадках и верандах.
При выборе материалов и игрушек для РППС ДОО ориентируется на
продукцию отечественных и территориальных производителей.
Социальное партнерство

Пушкинская сельская библиотека: совместная деятельность по организации
и проведению социально-культурных акций; предоставление и знакомство с
детской литературой различной тематики.
ДК с. Пушкинского: совместная деятельность по организации и проведению
культурно-массовых мероприятий
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РПВ
Кадровое обеспечение
В ДОО приняты следующие решения по разделению функционала,
связанного осуществление воспитательной деятельности:
Должность
ответственного

Функция

Старший воспитатель

планирование,
организация,
воспитательной деятельности

реализация,

обеспечение

Старший воспитатель

повышение квалификации педагогов ДОУ в сфере воспитания

Педагог-психолог

психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

Старший воспитатель

привлечение
специалистов
других
организаций
(образовательных, социальных, правоохранительных и других) к
воспитательной деятельности

Нормативно-методическое обеспечение
Для реализации РПВ в ДОО
используется
практическое
руководство
«Воспитателю
о
воспитании», представленное в
открытом доступе в электронной
форме
на
платформе
институтвоспитания.рф

В ДОО приняты следующие управленческие решения, связанные с
осуществлением воспитательной деятельности:

Содержание

Данные локального акта ДОО

Внесение изменений в должностные Приказ о внесении изменении в
инструкции педагогов по вопросам должностные обязанности педагогов №
воспитательной деятельности
от 30.08. 2023
Договоры о сотрудничестве с социальными Договор о взаимодействии с клубной
партнерами
системой с. Пушкинского
Изменения в программе развития ДОО
Изменения в ВСОКО ДОО

Требования к условиям работы с особыми категориями детей
ДОО готово принять любого ребёнка независимо от его особенностей
(психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных,
национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную
социальную ситуацию развития.
Информация об обеспечении доступа в здание образовательной
организации инвалидов и лиц с ОВЗ размещена на официальном сайте ДОО
https://gul48.tvoysadik.ru/sveden/ovz
1)
возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются
особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем
личного опыта детей особых категорий;
2)
формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития
ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом
необходимости развития личности ребёнка, создание условий для
самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения;
3)
создание воспитывающей среды, способствующей личностному
развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации,
сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и
эмоционального благополучия;
4)
доступность
воспитательных мероприятий,
совместных
и
самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учётом
особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка;
5)
участие семьи как необходимое условие для полноценного
воспитания ребёнка дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».