УТВЕРЖДЕНА Заведующий МБДОУ д/с № 48 ________________И.Г.Саломахина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 48 (МБ ДОУ д/с № 48) 2023 – 2024 учебный год 2023 г. Рабочая программа воспитания (далее – РПВ) ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РПВ Обязательная часть Согласно п. 29.2 ФОП ДО, общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: 1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; 2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; 3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами. Задачами воспитания в ДОО являются: 1) содействие развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; 2) способствование становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; 3) создание условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; 4) осуществление поддержки позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей. Часть, формируемая участниками образовательных отношений В РПВ выделены следующие направления воспитания: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЬ ЦЕННОСТИ Содействовать формированию у ребёнка Родина и природа личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. СОДЕРЖАНИЕ Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций. Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом). Направление деятельности воспитателя: расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЬ ЦЕННОСТИ Формирование способности к духовному Жизнь, милосердие, добро развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению. СОДЕРЖАНИЕ Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно- смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско- взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах. Направление деятельности воспитателя: Духовно-нравственное воспитание осуществляется в содержательном единстве с познавательным воспитанием, так как знание наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества, формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор. Задачи духовно-нравственного воспитания: Формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор. Вырабатывать у детей умение усмотреть в определённых действиях поступок, дать ему объяснение с точки зрения общественных норм и правил. Учить детей управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев), переформировать их в продуктивную форму поведения. Формирование культуры общения, поведения, этических представлении.………………. СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЬ ЦЕННОСТИ Формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми. Семья, дружба, человек и сотрудничество СОДЕРЖАНИЕ Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения. Направление деятельности воспитателя: Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. Основные направления воспитательной работы: • организовывать сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, традиционные народные игры; • воспитывать у детей навыки поведения в обществе; • учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности; • учить детей анализировать поступки и чувства — свои и других людей; • организовывать коллективные проекты заботы и помощи; создавать доброжелательный психологический климат в группе.……… ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЬ ЦЕННОСТИ Формирование ценности познания. Познание СОДЕРЖАНИЕ Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка. Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Направление деятельности воспитателя: воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны; - приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России; воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности; - воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну) ФИЗИЧЕСКОЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЬ ЦЕННОСТИ Формирование ценностного отношения детей к Жизнь и здоровье здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. СОДЕРЖАНИЕ Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека. Направление деятельности воспитателя: расширять представления о здоровье и его ценности, факторах на него влияющих, оздоровительном воздействии физических упражнений, туризме как форме активного отдыха; воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, осознанно соблюдать правила здорового образа жизни и безопасности в двигательной деятельности и во время туристских прогулок и экскурсий. ТРУДОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЬ ЦЕННОСТИ Формирование ценностного отношения детей к Труд труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду. СОДЕРЖАНИЕ Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия. Направление деятельности воспитателя: развивать ценностное отношение к труду взрослых; формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий; формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей (законных представителей), ограниченности материальных ресурсов. В процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности формировать элементы культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.; развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками; поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде; воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЬ ЦЕННОСТИ Способствовать становлению ценностного отношения к красоте. у ребёнка Культура, красота СОДЕРЖАНИЕ Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса. Направление деятельности воспитателя: формировать у детей духовно-нравственные качества и чувства сопричастности к культурному наследию, традициям своего народа в процессе ознакомления с различными видами и жанрами искусства; формировать чувство патриотизма и гражданственности в процессе ознакомления с различными произведениями музыки, изобразительного искусства гражданственно-патриотического содержания; формировать гуманное отношение к людям и окружающей природе; формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа; расширять знания детей о творчестве известных художников и композиторов; расширять знания детей о творческой деятельности, её особенностях; называть виды художественной деятельности, профессию деятеля искусства. Согласно пп. 29.2.3.1., 29.2.3.2. ФОП ДО выделяются следующие целевые ориентиры воспитания: Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам). Направление воспитания Патриотическое Родина, природа Духовно нравственное Жизнь, милосердие, добро Ценности Целевые ориентиры Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Направление воспитания Социальное Ценности Человек, семья, дружба, сотрудничество Познавательное Познание Физическое и оздоровительное Здоровье, жизнь Трудовое Труд Эстетическое Культура и красота Целевые ориентиры Проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и деятельности. Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий основными способами укрепления здоровья - физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное поведение и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и другое). Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной, словесноречевой, театрализованной и другое). Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы Направление воспитания Патриотическое Ценности Родина, природа Целевые ориентиры Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Направление воспитания Духовно нравственное Ценности Жизнь, милосердие, добро Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Познавательное Познание Физическое и Здоровье, жизнь оздоровительное Трудовое Труд Эстетическое Культура и красота Целевые ориентиры Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу; Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора. Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей. Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха. Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РПВ Уклад ДОО: Цель и смысл Деятельность ДОО направлено на формирование общей культуры, деятельности ДОО, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, её миссия эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, а также на воспитание. Принципы жизни и В ДОО осуществляется воспитание, которое представляет собой деятельность, направленное на развитие личности, создание воспитания в ДОО условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; Образ ДОО, её особенности, символика, внешний имидж Детский сад работает в режиме неполного дня с 7 час 30 мин до 17 час30 мин. В учреждении функционируют 2 группы: 1 группа разновозрастная. Дошкольное образовательное учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами. Образовательный уровень педагогов: с высшим образованием. Два педагога имеют высшую квалификацию, два педагога имеют первую квалификационную категорию. Система дополнительного образования представлена кружками «Юный шахматист», «Лег -конструирование», также в ДОО функционирует группа продленного дня. Интерьер и развивающая предметно-пространственная среда помещений позволяют детям комфортно себя чувствовать, разумно сочетать активную деятельность со спокойными интеллектуальными играми и занятиями, располагают к дружеской беседе и релаксации. Развивающее образовательное пространство, организованное в детском саду, способствует обогащенному развитию детей, обеспечивает эмоциональное благополучие, отвечает интересам и потребностям воспитанников. На групповых прогулочных участках, зоны для отдыха и спокойных игр. В каждой возрастной группе создана своя развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая эффективно реализовать методики и технологии, по которым работают педагоги. Компоненты духовнонравственного и патриотического воспитания детей на примере истории, быта и культуры малой родины: села Пушкинского, города Краснодара, Кубани активно включаются во все виды деятельности с детьми и взрослыми: - в непрерывную образовательную деятельность; - в совместную деятельность педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка; - в самостоятельную деятельность детей; - в совместную деятельность с родителями воспитанников; - в работу с социумом. В ДОУ сложилась система ценностей, обычаев, традиций. Общие интересы, совместные мероприятия, творческие дела сплачивают коллектив, делают его более работоспособным и восприимчивым к инновациям. Отношение к Отношение к воспитанниками заключается в поддержке воспитанникам, их разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности родителям детства как важного этапа в общем развитии человека, (законным принятия самоценности детства – понимание (рассмотрение) представителям), детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких сотрудникам и условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не партнерам ДОО тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду Отношение к родителям, сотрудникам и партнерам ДОО построено на личностно-развивающем и гуманистическом характере взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОО) и детей. Ключевые правила Уважение человеческого достоинства, защита от всех форм ДОО физического и психического насилия и оскорбления личности, охрана жизни и здоровья. Традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОО (достигаемые ценности воспитания) Мероприятия в рамках календарного плана воспитательной работы - событийные общесадовские мероприятия, в которых участвуют дети всех возрастных групп (праздник мам, социальные акции, малые спортивные игры), совместные детско-взрослые проекты. Годовой круг праздников: государственные, традиционные праздники культуры. Тематические недели: «Неделя здоровья», «Неделя безопасности», и др. социальные акции. Большое внимание уделяется празднованию Дня Победы, используя традиции: «Бессмертный полк»; «Стена памяти»; «Свеча памяти»; «Георгиевская ленточка»; «Окна Победы». Акции «Письмо солдату»; «Посылка солдату»- в сотрудничестве с родительской общественностью. Экологические акции: сбор макулатуры, «Накорми птиц» «Эколята – дошколята» Ритуал «День именинника», Особенности РППС, Реализация воспитательного потенциала развивающей предметноотражающие образ и пространственной среды в ДОУ предоставляет возможность для ценности ДОО совместной деятельности педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: - знаки и символы государства, региона (флаги, гербы РФ, Краснодарского края, Гулькевичского района); - компоненты среды отвечают требованиям ФГОС экологичность, природосообразность, безопасность ДО: - компоненты среды обеспечивают детям возможность общения, игры и совместной деятельности; - компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей (совместные детскородительские проекты, выставки «Мое генеалогическое древо», выставки детских рисунков «Милая мамочка», «Любимая бабушка», «Папа может все, что угодно», «Мама, папа, я – спортивная семья» и т.д., опросники, анкеты для родителей, совместные праздничные мероприятия); - компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира («Исследовательские центры», «Центры природы» в групповых ячейках, литература, демонстрационный материал, дидактические пособия); - компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства («Уголок дежурства» в групповых ячейках, инвентарь для уборки на прогулочных площадках и верандах); - компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта (музыкально-спортивный зал со спортивным инвентарем, памятки, алгоритмы, схемы по мытью рук, по порядку одевания на прогулку, демонстрационный материал, литература, дидактические пособия); - компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа (демонстрационный материал, литература, дидактические пособия) Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОО (учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности) Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества. Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется воспитывающей средой. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее содержательная насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда ДОО Условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребёнка к окружающему миру, другим людям, себе Педагог предоставляет детям возможность рассказать о себе, выразить собственные потребности и желания, воспитывает самоуважение и уверенность в себе, подчеркивает достижения ребенка. Знакомит детей с их правами. Обогащает представления детей о расширении форм поведения и действий детей в ситуации взросления (помощь взрослым дома и в группе. Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами, их выражением в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи. Анализирует с детьми причины и события, способствующие возникновению эмоций, рассматривает примеры из жизненного опыта детей, произведений литературы и изобразительного искусства, кинематографа и мультипликации. Учит детей понимать свои и чужие эмоциональные состояния, разговаривать о них, демонстрирует примеры эмоциональной поддержки и адекватные возрасту способы регуляции эмоциональных состояний. Обогащает представления о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Способствует пониманию того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, совместный отдых), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Рассматривает проявления семейных традиций и отношения к пожилым членам семьи. Обогащает представления детей о заботе и правилах оказания посильной помощи больному члену семьи. Условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с традиционными ценностями российского общества Педагог воспитывает уважительное отношение к нашей Родине ‒ России. Расширяет представления о государственных символах России ‒ гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Обогащает представления детей о том, что Россия ‒ большая многонациональная страна, воспитывает уважение к людям разных национальностей, их культуре. Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности детей (рисуют, играют, обсуждают). Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины. Обогащает представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомит детей с содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику. Воспитывает уважение к защитникам и героям Отечества. Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества, вызывает позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости. Педагог обогащает представления детей о малой родине: поддерживает любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры); знакомит со смыслом некоторых символов и памятников города (поселка), развивает умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах. Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан (чествование ветеранов, социальные акции и пр.). Условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в разных детско-взрослых и детскодетских общностях, включая разновозрастное детское сообщество Педагог поддерживает стремление ребенка быть членом детского коллектива: иметь ближайшее окружение и предпочтения в общении; стремиться к деловому сотрудничеству; в совместной деятельности ориентироваться на свои возможности и сверстника. Способствует овладению детьми умений совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, проявлять заинтересовать в достижении результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям. Поддерживает предотвращение и самостоятельное преодоление конфликтных ситуаций, уступки друг другу, уточнения причин несогласия. Обогащает опыт освоения детьми групповых форм совместной деятельности со сверстниками. Педагог в совместной деятельности с детьми поощряет обсуждение и установление правил взаимодействия в группе, способствует пониманию детьми последствий несоблюдения принятых правил. Расширяет представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе. Обогащает словарь детей вежливыми словами (доброе утро, добрый вечер, хорошего дня, будьте здоровы, пожалуйста, извините, спасибо). Развивает позитивное отношение к ДОО: поддерживает желание детей соблюдать порядок и чистоту в группе, преобразовывать пространство в зависимости от предстоящих событий (праздники, мероприятия), воспитывает бережное отношение к пространству и оборудованию ДОО. Включает детей в подготовку мероприятий для родителей, пожилых людей, младших детей в ДОО. Поддерживает чувство гордости детей, удовлетворение от проведенных мероприятий. Общности ДОО В ДОО выделяются следующие общности: Педагог - дети, Родители (законные представители) - ребёнок (дети), Педагог - родители (законные представители). Дети-дети Педагог-педагог Родители (законные представители) представители) – родители (законные Ценности и цели: профессионального сообщества Ценность детства и каждого ребенка как личности. Цели: создание условий для раскрытия личностного потенциала ребенка. профессиональнородительского сообщества Ценность принятия и уважения. Цель: вовлечение родителей в процесс воспитания ребенка. детско-взрослого сообщества Ценности доверия, дружбы, ответственности и заботы. Цель: равноправие и партнерство взрослого и ребенка. Особенности организации всех общностей и их роль в процессе воспитания детей: Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности разделяют те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности. Воспитатель, а также другие сотрудники: являются примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения; мотивируют детей к общению друг с другом, поощряют даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; поощряют детскую дружбу, стараются, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность; заботятся о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, учат проявлять чуткость к сверстникам, побуждают детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; воспитывают в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); учат детей совместной деятельности, насыщают их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; воспитывают в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей: Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В ДОО обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми на прогулке, во время общих мероприятий и праздников, на выездах за территорию детского сада, на экскурсиях. Это обеспечивает помимо подражания и приобретения нового опыта послушания, опыт следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Кроме этого, для старших детей отношения с младшими – это возможность стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности. Задачи воспитания ДОО Интегрированы в каждую образовательную область и отражены в п 2.1 Программы. Работа с родителями (законными представителями) Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОО. Для реализации РПВ используются формы сотрудничества с семьями воспитанников, описанные в п. 2.5 Программы. События ДОО проекты воспитательной направленности; праздники; общие дела; ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка); режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее); свободная игра; свободная деятельность детей. Совместная деятельность в образовательных ситуациях К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в ДОО относятся: ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы; социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта; чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть; разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюдыинсценировки; рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов; организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное), экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение спектаклей, выставок; игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие); демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд). Организация предметно-пространственной среды Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды в ДОО предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: Знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОО; Компоненты среды, отражающие региональные этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО; Компоненты среды, отражающие экологичность, природо-сообразность и безопасность; Компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности; Компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей, выставки семейных поделок, рисунков; Компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира; Компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта: «Центр двигательной активности и здоровья», физкультурная площадка, спортивный зал; Компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа; Компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства: («Уголок дежурства» в групповых ячейках, инвентарь для уборки на прогулочных площадках и верандах. При выборе материалов и игрушек для РППС ДОО ориентируется на продукцию отечественных и территориальных производителей. Социальное партнерство Пушкинская сельская библиотека: совместная деятельность по организации и проведению социально-культурных акций; предоставление и знакомство с детской литературой различной тематики. ДК с. Пушкинского: совместная деятельность по организации и проведению культурно-массовых мероприятий ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РПВ Кадровое обеспечение В ДОО приняты следующие решения по разделению функционала, связанного осуществление воспитательной деятельности: Должность ответственного Функция Старший воспитатель планирование, организация, воспитательной деятельности реализация, обеспечение Старший воспитатель повышение квалификации педагогов ДОУ в сфере воспитания Педагог-психолог психолого-педагогическое сопровождение обучающихся Старший воспитатель привлечение специалистов других организаций (образовательных, социальных, правоохранительных и других) к воспитательной деятельности Нормативно-методическое обеспечение Для реализации РПВ в ДОО используется практическое руководство «Воспитателю о воспитании», представленное в открытом доступе в электронной форме на платформе институтвоспитания.рф В ДОО приняты следующие управленческие решения, связанные с осуществлением воспитательной деятельности: Содержание Данные локального акта ДОО Внесение изменений в должностные Приказ о внесении изменении в инструкции педагогов по вопросам должностные обязанности педагогов № воспитательной деятельности от 30.08. 2023 Договоры о сотрудничестве с социальными Договор о взаимодействии с клубной партнерами системой с. Пушкинского Изменения в программе развития ДОО Изменения в ВСОКО ДОО Требования к условиям работы с особыми категориями детей ДОО готово принять любого ребёнка независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития. Информация об обеспечении доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ размещена на официальном сайте ДОО https://gul48.tvoysadik.ru/sveden/ovz 1) возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем личного опыта детей особых категорий; 2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности ребёнка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения; 3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия; 4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учётом особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка; 5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.